«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
Первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна
Веками на долю армянского народа приходились тяжелейшие и горькие испытания, какие только судьба могла преподнести людям. Но армяне всегда поднимали голову, строили и благоустраивали свою прекрасную землю, создавали уникальные ценности архитектуры и, конечно, строили церкви. Именно вера помогла им выстоять. И когда в первые годы возрождения перед Пятигорской армянской национально-культурной автономией встал выбор своего пути, было решено построить Храм. Ведь без духовного начала не будет существовать и возрождаться община. Десять лет назад Армянская апостольская церковь «Сурб Саргис» открыла свои двери для прихожан. Каждое воскресение представители древнего народа приходят в дом Божий на воскресную службу.
10 августа 2014 года
Армянская церковь восходит к временам Христа и апостолов. Св. Фаддей и Варфоломей, проходя по Армении, сеяли «Слово Истины» в армянском народе, которое взросло и пускало глубокие корни на протяжении трех веков, до Святого Григория Просветителя, который обильно орошал, уже «Древо Истины». Именно благодаря его усилиям в 301 году христианство стало официальной государственной религией Армении.
Для представителей спюрка бадарак (воскресная служба) не просто дань традициям. Это возможность прикоснуться к Армении, по которой так ноет сердце. А армянские церковные песнопения пронизывают каждого, затрагивая самые потаенные струны души. Этот стройный хор кружит тебя и поднимает к самому потолку. В воздухе чувственный аромат ладана, свечи догорают, забирая собой самые сокровенные мысли прихожан, священник крестит собравшихся.
‒ Церковь «Сурб Саргиса» дом нашего духовного возрождения, в котором каждый армянин услышит родную речь, молитвы, милые нашему сердцу, слова о Боге, о Родине, о любви и мире, о дружбе и прочих сокровенных вещах, ‒ отметил отец Арам.
Каждый приход в церковь – это приобщение к Богу, таинство, которое не только означает даруемую благодать, но и рождает эту благодать в душе верующего. Это то, что дает прихожанам возможность осуществить свое предназначение как Божьих детей. Это энергия, питающая рост духа и религиозного сознания.
Часто к своим собратьям в молодую столицу СКФО приезжают священники из Армении. В это день службу провели предводитель Арагацотнской губернии епископ Мкртыч Прошян и директор всех музеев Святого Эчмиадзина священник Асорик Карапетян. В заключение бадарака прочли панихиду по погибшим армянским солдатам во время обострения нагорно-карабахского конфликта в начале августа. Эта территория и раньше не отличалась особой стабильностью. Однако в этот раз стрелковым оружием дело не ограничилось ‒ в ход пошла уже ствольная и реактивная артиллерия.
Всем пришедшем на службу еще раз напомнили, что сила армянского народа заключается в единении.
17 августа 2014 года
В это воскресение Армянская апостольская церковь отметила Успение пресвятой богородицы. Это четвертый из пяти великих праздников ААЦ и самый старый из семи, посвященных богоматери. В Армении его начали отмечать в пятом веке от Рождества Христова, но до сих пор праздник не утрачивает свою актуальность и священность.
Согласно преданию, Святая Дева после распятия Иисуса Христа жила в Иерусалиме под попечением Евангелиста Иоанна. Около 12 лет Богоматерь посещала могилу своего любимого Сына и непрерывно молилась. Во время одного из этих посещений ей явился архангел Гавриил и принес благую весть о ее успении на небеса. Богородица рассказала об этом своим родственникам и всем христианам, завещав, чтобы ее похоронили в Гефсимании. Она завещала апостолу Иоанну отслужить Св. Литургию, чтобы в последний раз принять Св. Причастие. Пока апостолы плакали, Иоанн взял доску, отдал Богородице и попросил, чтобы та запечатлела на ней свой образ.
Богоматерь взяла доску, перекрестилась и положила на лицо, затем намочила слезами и попросила Бога, чтобы люди с помощью этой доски исцелялись от своих недугов и болезней. В третьем часу дня, когда апостолы окружили последнее ложе Богоматери, в ее комнате вдруг засиял яркий Божественный свет и Сам Господь Иисус Христос сошел с неба в окружении ангелов и принял душу Своей Пресвятой Матери. Пречистое тело Святой Девы апостолы похоронили в пещере, закрыв вход в нее большим камнем.
Св. Апостол Варфоломей, отсутствовавший на погребении, вернувшись в Иерусалим, пожелал в последний раз увидеть Богоматерь. Апостолы по его просьбе решили открыть вход в пещеру, чтобы тот смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камень, увидели пещеру пустой. Апостолы, дабы утешить Варфоломея, отдали ему доску с запечатленным на ней образом Богоматери. Согласно записям Мовсеса Хоренаци, первый просветитель Армении принес ее в Армению и поместил в местности, называемой Дарбноц (кузница) в губернии Андзевацьяц, где в дальнейшем в честь Богоматери были основаны церковь и женский монастырь.
‒ Армянская церковь питает глубокое уважение и почитание к Богоматери, - отметила одна из прихожанок Анна Багдасарян. ‒ А для армянской женщины Святая Дева является воплощением добродетельной и преданной матери, хранительницей семейной святости.
Празднование начиналось с торжественной литургии. После службы священники провели обряд освящения винограда – хахохорнек. Традиция имеет древние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям земные блага. Тер Арам прочел соответствующие фрагменты молитвы, троекратно благословил принесенный виноград, после чего плоды раздали прихожанам.
Кстати, виноград занимает значительное место в жизни армян. Из ягод получают знаменитый армянский коньяк, вино, сок. Варят дошаб (сироп), варенье и компот. Едят и в сушеном виде (изюм). Одно из вкуснейших блюд национальной кухни – толма, готовится с использованием виноградных листьев. Тема винограда встречается в различных направлениях национального искусства: хачкары, украшения, миниатюра, ювелирное искусство. Виноград символизирует изобилие, жизнерадостность и радушие армянского народа.
24 августа 2014 года
Еще одно воскресение, порадовавшее прихожан церкви «Сурб Саргис» солнечной погодой. В этот день было по-особенному многолюдно. Оказалось, что наши кировобадцы, как мы их называем, они же предпочитают именовать себя гандзакцами, отмечали один из интереснейших праздников – «Панди ореры». По этому случаю во дворе церкви накрыли столы.
Панд ‒ это высокое лысое плато между Геташеном и Восканапатом, куда, как правило, стайки молодежи ходили пешком в воскресные летние дни, чтобы зажечь свечку, совершить ритуальное жертвоприношение.
«Панди ореры» отмечались в два последних воскресенья августа. В один из этих дней ганзакцы совершали матах и благодарили Бога за все хорошее, что было в году. С предложением отметить этот народный праздник во дворе церкви «Сурб Саргис» выступил председатель социального комитета Пятигорской армянской национально-культурной автономии Ашот Григорян. Ашот Владимирович родом из Ганзака и воспоминания о том, как «Панди ореры» отмечали у него на родине остались одними из самых ярких.
– Этот праздник служил объединявшим фактором для ганзакцев и почему бы пятигорским армянам не собраться еще раз вместе, поговорить, исполнить народные песни, а молодежь посидит рядом и научится, ведь кому как не им мы обязаны передать наши традиции, – подчеркнул инициатор празднования.
И действительно молодежи на торжестве было достаточно.
– Вера для нас очень важна, – рассказала председатель ПАМО Мариам Тананян. – Мы часто проводим встречи с настоятелем нашей церкви, хорошим другом молодежи Тер Арамом. Он объясняет нам значение различных молитв, обрядов и ритуалов. Ребята с удовольствием приходят на такие встречи, ведь каждый хочет сохранить наши традиции для своих потомков.
Ребята помогали накрывать на стол, слушали истории, подпевали и с удовольствием ели армянские чипсы.
Этот приятный бонус подготовил для всех Ашот Владимирович. Услышав словосочетание «армянские чипсы» молодежь только снисходительно улыбнулось, а вот старшее поколение, которое не понаслышке знает о них, собралось вокруг печи. Оказалось, что армянские чипсы или как правильно их называют «талаш» очень даже вкусные.
Чипсы по технологии дяди Ашота.
Во-первых, картофель надо помыть, затем нарезать его круглыми ломтиками. Посолить печь, выложить картофель и опять посолить. Переворачивать по мере готовности. И вкуснейший талаш готов!
Ашот Владимирович не успевал складывать готовые чипсы в тарелку, как их сразу разбирали. Наша редакция с удовольствием отведала блюдо ганзакской кухни и со всей ответственностью заявляем, что никакие «Lay’s» и «Pringles» не стоят рядом с чипсами по технологии дяди Ашота.
За столом звучали народные песни, прибаутки, а председатель пятигорской АНКА Сергей Богдасаров в своем тосте поблагодарил всех тех, кто с пониманием относится к работе общины и, пользуясь случаем, обратился к соотечественникам с призывом, что, несмотря на то, что выполнен немалый объем работы, дел еще достаточно. В планах организации реконструкция фонтана в парке «Цветник», стройка торгового центра, установление памятника, посвященного жертвам геноцида армян.
– У нас много интересных проектов и если вы уделить внимание одному из, мы будем только рады, – подчеркнул Сергей Салимович.
Необходимо помнить, что армянская церковь – это не просто место для тех, кто исповедует христианство. Армян объединяет одна вера, одни духовные ценности и принципы. А утренний звон церковных колоколов звучал как напоминание о продолжающейся жизни. Да будет мир вашему дому.
Лилия Арустамян, ArmPyatigorsk.org
Фото Александра Арутюнова
30 августа 2014 года Просмотров: 3308 Рубрика: Наши мероприятия |
←
|
17 августа 2014 года
|
19 сентября 2014 года
|
→
|
Похожие
3 февраля 2020 года
26 июня 2014 года
7 сентября 2018 года
21 июля 2015 года
18 февраля 2014 года
6 марта 2019 года
4 января 2014 года
19 июля 2015 года