С древнейших времен у первобытных людей возникла необходимость как-то отобразить свою жизнь средствами живописи, ввиду полного отсутствия других жанров искусства. Так возникла наскальная живопись или как еще её именуют специалисты «пещерная живопись». Пещерная, не потому что из ряда вон плохо, а в силу того, что единственной площадкой, на которой первобытный художник мог создать свой шедевр были «стены» родной пещеры, в которой он обитал вместе со своими соплеменниками. С холстами, отштукатуренными стенами и дорогими мольбертами в ту первобытную эпоху по известным причинам была напряжёнка. Однако сегодня благодаря наличию этих наскальных рисунков мы можем узнать много чего интересного о жизни первобытных сообществ, об их быте и эволюции.
С тех прошло много времени, и художники давно уже могут рисовать на чём угодно и чем угодно: от холстов и гигантских панно красками и акварелью, до боди-арта, то бишь живописи на обнаженной женской натуре. Здесь зачастую даже кисти не нужны – художник рисует руками. В данном жанре совмещение полезного с приятным просто налицо.
Однако любителей рисовать не совсем традиционным способом за прошедшие тысячелетия не стало меньше. Ввиду отсутствия скал и пещер в современном городе они нашли им замену в виде стен в подземных переходах, арках, всевозможных заборах и прочих строительных поверхностях. Вначале были освоены, конечно же, заборы. Там творили, как правило, большие таланты. Об этом можно судить по краткости их самовыражения. Для этого им зачастую вполне хватало всего трёх букв из 33 российского алфавита. Со временем творчество этих любителей рисования стало развиваться, пока не дошло до того момента, когда ушлые искусствоведы нашли им удачный термин – граффити. С тех пор настенные художники могли себе позволить спокойно разрисовывать целые дома. Некоторым даже платят за это. Менее везучие гогены продолжают упорно рисовать на бесхозных «площадях».
Обращает внимание то, что большая часть настенных надписей написаны либо по-английски, либо по-русски. Непонятно, кому именно адресуют они свои русскоязычные послания типа «Андо + Марго = Л». То же самое ведь можно было написать по-армянски, но нет, они предпочитают о своих чувствах говорить языком Пушкина. Есть воззвания в стиле «Rock forevеr». Обычно под этой надписью бывает и живописное изображение какого-нибудь известного рокера. Пропустим все варианты слов и выражений, не входящих в сокровищницу цензурной лексики. Вчера увидел и вовсе странную надпись, сделанную также на латинице – «LGBT». С каких пор это сообщество стало в Ереване предметом для гордости, не берусь сказать. Но написано гордо и с вызовом. Ничего не имею против любых меньшинств, но зачем это декларировать в общественных местах и на общественных стенах и именно латиницей. То ли это написано для иностранных туристов, чтобы они знали, что и нам армянам не чужды прогрессивные формы любви и глобальных гендерных тенденций, то ли это призыв к тем же туристам о помощи и намёк на отсутствие толерантности в нашем отсталом обществе. Во всех случаях, все это настенное письменное творчество адресовано явно не армянскому ценителю прекрасного, а исключительно иностранному.
Армен Ватьян, сценарист, драматург
Источник: https://newsarmenia.am
С тех прошло много времени, и художники давно уже могут рисовать на чём угодно и чем угодно: от холстов и гигантских панно красками и акварелью, до боди-арта, то бишь живописи на обнаженной женской натуре. Здесь зачастую даже кисти не нужны – художник рисует руками. В данном жанре совмещение полезного с приятным просто налицо.
Однако любителей рисовать не совсем традиционным способом за прошедшие тысячелетия не стало меньше. Ввиду отсутствия скал и пещер в современном городе они нашли им замену в виде стен в подземных переходах, арках, всевозможных заборах и прочих строительных поверхностях. Вначале были освоены, конечно же, заборы. Там творили, как правило, большие таланты. Об этом можно судить по краткости их самовыражения. Для этого им зачастую вполне хватало всего трёх букв из 33 российского алфавита. Со временем творчество этих любителей рисования стало развиваться, пока не дошло до того момента, когда ушлые искусствоведы нашли им удачный термин – граффити. С тех пор настенные художники могли себе позволить спокойно разрисовывать целые дома. Некоторым даже платят за это. Менее везучие гогены продолжают упорно рисовать на бесхозных «площадях».
Если пройтись по улицам и подземным переходам Еревана можно составить полное представление об их таланте, политических взглядах и даже ориентации. И что любопытно, безымянные живописцы поголовно страдают манией, во что бы то ни стало продемонстрировать свое знание иностранных языков. Оставим в стороне портреты, пейзажи и прочие образцы рисования и обратимся к девизам и лозунгам, коими богата армянская настенная живопись.
Обращает внимание то, что большая часть настенных надписей написаны либо по-английски, либо по-русски. Непонятно, кому именно адресуют они свои русскоязычные послания типа «Андо + Марго = Л». То же самое ведь можно было написать по-армянски, но нет, они предпочитают о своих чувствах говорить языком Пушкина. Есть воззвания в стиле «Rock forevеr». Обычно под этой надписью бывает и живописное изображение какого-нибудь известного рокера. Пропустим все варианты слов и выражений, не входящих в сокровищницу цензурной лексики. Вчера увидел и вовсе странную надпись, сделанную также на латинице – «LGBT». С каких пор это сообщество стало в Ереване предметом для гордости, не берусь сказать. Но написано гордо и с вызовом. Ничего не имею против любых меньшинств, но зачем это декларировать в общественных местах и на общественных стенах и именно латиницей. То ли это написано для иностранных туристов, чтобы они знали, что и нам армянам не чужды прогрессивные формы любви и глобальных гендерных тенденций, то ли это призыв к тем же туристам о помощи и намёк на отсутствие толерантности в нашем отсталом обществе. Во всех случаях, все это настенное письменное творчество адресовано явно не армянскому ценителю прекрасного, а исключительно иностранному.
В заключение хочется пожелать творцам уличного искусства – если уж пишите, то пишите, пожалуйста, на своем родном языке, даже если это не сделает чести Месропу Маштоцу. Тогда для иностранцев ваши надписи будут выглядеть почти как произведения искусства, как для нас китайские иероглифы. Давайте не будем уродовать родной город всякой мазнёй и дурацкими надписями. Не забывайте – будущие потомки будут по ним судить о нас и нашей культуре.
Армен Ватьян, сценарист, драматург
Источник: https://newsarmenia.am
10 марта 2022 года Просмотров: 727 Рубрика: Армения |
←
|
6 мая 2019 года
|
21 марта 2022 года
|
→
|
Похожие новости
Мэрия Еревана выделила порядка 60 млн. драмов на организацию новогодних мероприятий и украшение города
11 декабря 2013 года
11 декабря 2013 года
Захват заложников в Ереване. День пятый в вопросах и ответах
21 июля 2016 года
21 июля 2016 года
«Арцах – крепость не только для армян, но и для Европы»: итоги визита парламентариев из Фландрии в НКР
17 марта 2016 года
17 марта 2016 года
В Степанакерте продолжается суд над азербайджанскими диверсантами: Министр обороны Армении дал оценку процессу
2 ноября 2014 года
2 ноября 2014 года
Саргсян ожидает от Минэкономики Армении активной, последовательной и вдумчивой работы в процессе вступления республики в ТС
15 декабря 2013 года
15 декабря 2013 года
Армянская община Тбилиси отметила 90-летие Арно Бабаджаняна
27 декабря 2011 года
27 декабря 2011 года
Монсеррат Кабалье снова в Нагорном Карабахе
13 октября 2014 года
13 октября 2014 года
Парламент Дании принял резолюцию о Геноциде армян
27 января 2017 года
27 января 2017 года
В старейшей библиотеке Франции презентованы «Метаморфозы Тиграна»
3 декабря 2014 года
3 декабря 2014 года
26 июня - ежегодная отчетная конференция.
17 июня 2011 года
17 июня 2011 года