История отрицания геноцидов Турции нелепа до смешного. Об этом пишет архитектор и историк архитектуры Аднан Моршед в статье, опубликованной в англоязычной бангладешской газете The Daily Star. В статье говорится:
«Анкара отозвала посла из Берлина после резолюции Бундестага по Геноциду армян.
Знакомая история, не правда ли? Ведь посла Турция отозвала и из Бангладеш, после казни военного преступника (исламиста-радикала Мотиура Рахмана Низами -ред). Здесь Эрдоган проявил пренебрежительное отношение к геноциду 1971 года в Бангладеш.
Не хочу вдаваться в психоанализ Турции и испытываемый ею дискомфорт, когда речь заходит об истории геноцида. Интересно, как эти события, общие для армян и бангладешцев, влияют на их национальную идентичность. Что ещё интереснее, в Дакке есть следы истории армян. Постараюсь представить её через армянскую церковь Св. Вознесения на улице Храмов в старой Дакке.
Церковь эта скромная, но её история – это богатый калейдоскоп жизни армян, из торговли, образования, политической деятельности в Восточной Бенгалии.
Непростая обстановка вынуждала армян к стойкости, а также к навыкам предпринимательства и посредничества. Куда бы армяне ни приезжали торговать, они обычно учили местный язык (в отличие от других азиатских и европейских купцов). Это помогало им общаться непосредственно с производителями товара.
Когда именно армяне прибыли в Дакку, неизвестно. Правда, некоторые историки предполагают, что в начале XVII века они уже проникли в Бенгалию – скорее всего, из Персии, когда шах Аббас, во время войны персидских Сефевидов с османцами, переселил около 300 тысяч армян из торгового города Старая Джуга в пригород Исфахана, который стал известен как Новая Джуга.
Официальным языком двора империи Великих Моголов был персидский. Поэтому армяне из Персии легко приспособились на новом месте. Известные своей умелой торговлей текстилём, армяне переселялись в Дакку – один из торговых центров высококачественного текстиля. Здесь они заметно развили торговую жизнь города.
Кроме текстиля и шёлка-сырца, армяне занялись торговлей индийской селитры (которую использовали как порох), а также солью и орехом бетель. В начале XIX в они стали одними из первых торговцев джутом, а также распространили в Бенгалии чай. Когда в конце XVIII в инициатива в торговле тканями перешла к британцам, армяне стали обращать больше внимания на покупку земли, став крупными и богатыми заминдарами (землевладельцами). Среди них – Ага Аратун Микаэл, Ага Саркис, Николас Маркар Погос.
Армяне познакомили жителей Дакки и с повозкой на лошадях, которая стала основным транспортом в городе до начала XX в. Кроме того, армяне основали в городе первые универмаги по западному образцу.
Влияние армян не ограничивалось торговлей. В 1848 г Николас Погос основал первую в городе частную школу. Эта школа до сих пор считается одной из престижных в Старом городе.
По его же рекомендации колониальная администрация Британии организовала в городе муниципальное управление.
Армянская община в Дакке была сравнительно небольшой, но зажиточной и оказывающей большое влияние на местную и региональную торговлю.
В основном они жили в Арманитола, квартале Старой Дакки, названном по имени колонии, где они когда-то жили.
Большинство зажиточных армян Дакки жили в особняках в европейском стиле в Старом городе. Одним из самых известных таких домов был дом Руплал (теперь заброшенный), который построил заминар Аратун.
Центром религиозной жизни общины был храм Святого Воскресения, построенный в 1781 г на развалинах прежней часовни и кладбища. Землю для церкви подарил зажиточный армянин Ага Чаик Минас, жена которого скончалась в 1764 г и была похоронена в церкви.
Армянская церковь стоит с тихим достоинством посреди лихорадочного городского роста. Двухэтажная, с колокольней, стоит она среди высящихся многоэтажек.
Чтобы выйти к церковному двору, нужно пройти через всё кладбище. Читая надписи на могилах, словно погружаешься в прошлое, когда армяне были двигателем городской жизни.
Трудно не испытать сочувствия к армянам, особенно в свете их и нашего «забытых» геноцидов».
«Анкара отозвала посла из Берлина после резолюции Бундестага по Геноциду армян.
Знакомая история, не правда ли? Ведь посла Турция отозвала и из Бангладеш, после казни военного преступника (исламиста-радикала Мотиура Рахмана Низами -ред). Здесь Эрдоган проявил пренебрежительное отношение к геноциду 1971 года в Бангладеш.
Не хочу вдаваться в психоанализ Турции и испытываемый ею дискомфорт, когда речь заходит об истории геноцида. Интересно, как эти события, общие для армян и бангладешцев, влияют на их национальную идентичность. Что ещё интереснее, в Дакке есть следы истории армян. Постараюсь представить её через армянскую церковь Св. Вознесения на улице Храмов в старой Дакке.
Церковь эта скромная, но её история – это богатый калейдоскоп жизни армян, из торговли, образования, политической деятельности в Восточной Бенгалии.
Непростая обстановка вынуждала армян к стойкости, а также к навыкам предпринимательства и посредничества. Куда бы армяне ни приезжали торговать, они обычно учили местный язык (в отличие от других азиатских и европейских купцов). Это помогало им общаться непосредственно с производителями товара.
Когда именно армяне прибыли в Дакку, неизвестно. Правда, некоторые историки предполагают, что в начале XVII века они уже проникли в Бенгалию – скорее всего, из Персии, когда шах Аббас, во время войны персидских Сефевидов с османцами, переселил около 300 тысяч армян из торгового города Старая Джуга в пригород Исфахана, который стал известен как Новая Джуга.
Официальным языком двора империи Великих Моголов был персидский. Поэтому армяне из Персии легко приспособились на новом месте. Известные своей умелой торговлей текстилём, армяне переселялись в Дакку – один из торговых центров высококачественного текстиля. Здесь они заметно развили торговую жизнь города.
Кроме текстиля и шёлка-сырца, армяне занялись торговлей индийской селитры (которую использовали как порох), а также солью и орехом бетель. В начале XIX в они стали одними из первых торговцев джутом, а также распространили в Бенгалии чай. Когда в конце XVIII в инициатива в торговле тканями перешла к британцам, армяне стали обращать больше внимания на покупку земли, став крупными и богатыми заминдарами (землевладельцами). Среди них – Ага Аратун Микаэл, Ага Саркис, Николас Маркар Погос.
Армяне познакомили жителей Дакки и с повозкой на лошадях, которая стала основным транспортом в городе до начала XX в. Кроме того, армяне основали в городе первые универмаги по западному образцу.
Влияние армян не ограничивалось торговлей. В 1848 г Николас Погос основал первую в городе частную школу. Эта школа до сих пор считается одной из престижных в Старом городе.
По его же рекомендации колониальная администрация Британии организовала в городе муниципальное управление.
Армянская община в Дакке была сравнительно небольшой, но зажиточной и оказывающей большое влияние на местную и региональную торговлю.
В основном они жили в Арманитола, квартале Старой Дакки, названном по имени колонии, где они когда-то жили.
Большинство зажиточных армян Дакки жили в особняках в европейском стиле в Старом городе. Одним из самых известных таких домов был дом Руплал (теперь заброшенный), который построил заминар Аратун.
Центром религиозной жизни общины был храм Святого Воскресения, построенный в 1781 г на развалинах прежней часовни и кладбища. Землю для церкви подарил зажиточный армянин Ага Чаик Минас, жена которого скончалась в 1764 г и была похоронена в церкви.
Армянская церковь стоит с тихим достоинством посреди лихорадочного городского роста. Двухэтажная, с колокольней, стоит она среди высящихся многоэтажек.
Чтобы выйти к церковному двору, нужно пройти через всё кладбище. Читая надписи на могилах, словно погружаешься в прошлое, когда армяне были двигателем городской жизни.
Трудно не испытать сочувствия к армянам, особенно в свете их и нашего «забытых» геноцидов».
12 июня 2016 года Просмотров: 1277 Рубрика: Диаспора |
←
|
→
|
Похожие новости
Борец Гарик Барсегян – победитель турнира имени Сослана Андиева
7 ноября 2015 года
7 ноября 2015 года
Соловьев: Россия может потерять последнего друга – Армению
13 апреля 2016 года
13 апреля 2016 года
Абрамян и Джахангири договорились начать строительство высоковольтной линии Иран- Армения
1 августа 2015 года
1 августа 2015 года
Юный армянский пианист стал лауреатом 5-го международного конкурса
30 июля 2015 года
30 июля 2015 года
Президент НКР вручил государственные награды американским деятелям
27 ноября 2014 года
27 ноября 2014 года
Телефонный марафон Всеармянского фонда «Айастан» зарегистрировал сумму в 1,3 миллиона евро пожертвований
24 ноября 2015 года
24 ноября 2015 года
ФИФА: Сборная Армении улучшила свои позиции
14 августа 2014 года
14 августа 2014 года
Левон Айрапетян потерял сознание в СИЗО
30 июля 2014 года
30 июля 2014 года
Армению и Святой Престол объединяют единоверная христианская система ценностей – Саргсян
24 июня 2016 года
24 июня 2016 года